Новости финансового рынка России на сегодня
денежный кредит

В первом квартале 2025 года количество жалоб на банки и МФО увеличилось, а на страховщиков и брокеров снизилось

МФО Банки Займы Кредиты
В январе-марте в Банк России поступило почти 95 тысяч жалоб от потребителей финансовых услуг и инвесторов. Это на 23,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Количество жалоб на страхование снизилось на 44,6%. Это связано с изменениями в процедуре оспаривания коэффициента бонус-малус (КБМ).

Раньше эта тема была самой распространенной среди жалоб на ОСАГО. Теперь граждане могут самостоятельно узнать свой КБМ в личном кабинете на сайте Национальной страховой информационной системы. Если они не согласны с его значением, то могут оставить обращение с просьбой пересчитать его.

Также уменьшилось количество жалоб на страхование от несчастных случаев и болезней и на страхование жизни. Меньше стало претензий к профессиональным участникам рынка ценных бумаг — на 27,5%. В лидерах снижения — жалобы от инвесторов о сложностях с распоряжением активами из-за санкций (сокращение в 4 раза).

В сегменте обращений, связанных с негосударственными пенсионными фондами (НПФ), на 31,4% сократились жалобы на несогласие людей с переходом из Социального фонда России в НПФ, а также между НПФ.

Продолжается снижение жалоб на навязывание платных услуг при кредитовании. Их стало меньше на 42,2%, в том числе благодаря тому, что с прошлого года кредиторы обязаны информировать заемщиков об услугах, которые они приобрели вместе с кредитом, и уведомлять о праве отказаться от них в течение 30 дней.

Для противодействия мошенническим операциям Банк России в июле 2024 года обязал банки приостанавливать подозрительные операции, чтобы предотвратить хищение средств. В связи с этим в первом квартале этого года по сравнению с тем же периодом 2024 года заметно увеличилось количество обращений граждан из-за приостановки дистанционного банковского обслуживания (ДБО).

Это внесло вклад в увеличение общего числа жалоб, связанных с банками. По сравнению с первым кварталом 2024 года их число выросло на 36,8%. При этом по результатам рассмотрения большинства обращений по вопросу блокировки ДБО банки подтвердили его использование в мошеннических целях.

Больше чем на 10% выросли жалобы на микрофинансовые организации (МФО). Потребители жаловались на сложности с возвратом денег при отказе от дополнительных услуг и на оформление займов без их согласия. Также поступают обращения от клиентов МФО с требованием, сформированным под влиянием рекомендаций в соцсетях, пересчитать их задолженность.